понедельник, 13 августа 2018 г.

ТРИЗ. Теория решения изобретательских задач. Основы

Аббревиатура «ТРИЗ» встретилась мне первый раз в блоге у ТаняМатаня. Потом были рассылки в инстаграме. Захотелось изучить подробнее неизвестное мне понятие.

В помощь как всегда пришел youtube.
Нашла отрывок курса «Воспитание креативности» и поняла, что хочу внедрить элементы ТРИЗ-педагогики в нашу жизнь. 
Ведь заниматься можно уже с 3х лет.
Немного теории. 
ТРИЗ начала создаваться в пятидесятых годах ученым, инженером, изобретателем, организатором и преподавателем Генрихом Сауловичем Альтшуллером. Это сравнительно молодая, но быстро развивающаяся наука. Она была создана для решения изобретательских задач в технике, но в настоящее время нашла много приложений в педагогике, в науке, в бизнесе, в психологии. Появилось самостоятельное направление - ТРИЗ-педагогика, взявшее на вооружение все основные идеи классической ТРИЗ.

ТРИЗ-мышление позволяет задавать вопросы про любой предмет. 
Для чего он нужен? Чем полезен? Как его улучшить? Какие его части можно изменить, чтобы было удобнее? Формируется такой «взгляд Робинзона», который позволяет видеть новые возможности в привычном. 


Уходит инерция мышления, дети «учатся думать» разными способами. 

Цели ТРИЗ - не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. В конечном итоге развивается ассоциативное мышление, память, внимание, наблюдательность, творческое воображение, формируется навык анализа любой поступающей информации, качественно иное отношение к жизни и окружающему миру.

В процессе работы по ТРИЗ-технологии формируются следующие компетенции:

Учебные: самостоятельно решать учебные проблемы, использовать отдельные части знания и связывать их воедино.

Социально-личностные: видеть связи между настоящими и прошлыми событиями, вступать в дискуссию и вырабатывать своё собственное мнение, справляться с неопределенностью и сложностью.

Коммуникативные: выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей, защищать свою точку зрения, выступать на публике.

Сотрудничество: принимать решения, сотрудничать и работать в команде.

Личностно-адаптивные: использовать новую информацию, придумывать новые нестандартные решения, проявлять гибкость, быть подготовленным к самообразованию и самореализации.


Но ключевой момент в том, что ТРИЗ учит решать не только производственные задачи, но и жизненные! Где учат находить сильные решения? Разумные решения? Где можно научиться находить выход из нестандартных ситуаций и выходить в выигрышном положении? Где учат видеть наперед и анализировать всю ситуацию системно? Благодаря чему находить идеальную стратегию? ТРИЗ дает эти решения и эти решения талантливого, думающего и разумного человека. 

Основная задача ТРИЗ — помочь людям преодолеть инерцию мышления — привычный образ мыслей. Например, как можно использовать зубочистку помимо основного её назначения? Психологическая инерция — это сила, которая держит человека в плену привычных понятий. Не преодолев её, мы не можем ничего изобрести.

ТРИЗ-педагогика исходит из того, что в глобальном динамичном мире:

• знания важнее природных ресурсов;

• навыки важнее знаний;

• умение обучаться важнее навыков;

• умение творчески перерабатывать знания важнее умения обучаться.
Что дают занятия ТРИЗ? 

Дети становятся менее скованными и застенчивыми, начинают смело предлагать свои идеи, не боясь критики. 

Речь становится более яркой и выразительной, дети сами сочиняют сказки, загадки, метафоры. 

Развивается основа креативного мышления – умение подбирать ассоциации и видеть в абстрактных объектах образы. 

Источники:


1    2      3     4    5     6     7      8     9

Комментариев нет:

Отправить комментарий